ОНФ: жильцы должны активнее пользоваться правом на получение информации от управляющей компании

Собственники жилья, чтобы не платить лишнего и точно знать, на что расходуются их деньги, должны налаживать диалог с управляющей компанией (УК) и взять на себя контроль за ее работой, полагают эксперты ОНФ. Жилищный кодекс РФ обязывает УК обеспечивать свободный доступ граждан к информации о показателях финансовой деятельности, услугах и работах, а также ценах на ресурсы.

С 1 июля в очередной раз выросли тарифы на коммунальные услуги. В преддверии этого события жильцы многоквартирных домов стали еще активнее жаловаться на то, что они и без того переплачивают за ЖКУ, при этом часто для них остается загадкой, из чего вообще складываются суммы в платежках. Однако попытки людей разобраться в этом наталкиваются на молчание со стороны УК.

Очень часто опасения жильцов многоквартирных домов касательно неверно начисленных платежей имеют под собой основания. В СМИ регулярно появляется информация о том, что активным собственникам квартир удалось отстоять свои права в спорах с управляющими организациями.

Так, в июне 2016 г. жители поселка Прибрежный Калининградской области отсудили у МУП «Калининградтеплосеть» 28 тыс. руб., которые они переплатили за горячую воду за восемь месяцев. В Иркутской и Кемеровской областях в прошлом году были возбуждены уголовные дела о присвоении десятков миллионов рублей, полученных управляющими компаниями в качестве платы за коммунальные услуги. В Томской области четыре управляющие компании завышали размер платы за содержание и ремонт жилых помещений на 20–50%, по этим фактам возбуждено более пятидесяти административных дел, а общая сумма штрафов превысила 450 тыс. руб.

Согласно опросам ВЦИОМ, проведенным в 2015 г., 20% респондентов считают, что сумма, которую они платят за коммунальные услуги, обычно рассчитывается неправильно, 43% – сослались на непрозрачный порядок расчета стоимости услуги, а 39% – пожаловались на «приписки» к счетам за коммунальные услуги.

Региональные управления Государственной жилищной инспекции завалены жалобами граждан на работу управляющих компаний. Но ждать, когда в ситуации разберутся сотрудники ГЖИ, приходится долго, а отдавать деньги за непонятным образом начисленные коммунальные услуги – каждый месяц. В этой ситуации эксперты ОНФ советуют жильцам взять контроль в свои руки и наладить диалог с родной управляющей компанией. Правда, те, кто проявляют подобную активность, нередко сталкиваются с нежеланием сотрудников УК делиться информацией и, получив отказ, прекращают попытки защитить свои права.

Между тем на защите этих прав стоит ст. 161 Жилищного кодекса РФ, согласно которой управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, услугах и работах по содержанию и ремонту общего имущества в доме, их стоимости, ценах на ресурсы в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными правительством РФ.

Читать полностью: Общероссийский народный фронт