Что знает наука о процессах формирования воспоминаний?

Информация запоминается гораздо эффективнее, если человек ожидает от нее в будущем какую-либо пользу, сообщили психологи. Кого называют эйдетиками, как научиться эффективнее запоминать самому и как улучшить память ребенка, выяснял отдел науки «Газеты.Ru».

В одном из эпизодов одного из самых популярных сериалов об ученых — «Теории Большого взрыва» — гениальный физик-теоретик Шелдон Купер похваляется феноменальной способностью запоминать информацию. Тип своей памяти сериальный ученый называет «эйдетической». Эйдетики без труда воспроизводят в памяти живые образы когда-то увиденных (или услышанных) предметов.

Что наука знает о процессах формирования воспоминаний? До сих пор психология стояла на двух основных теориях, способных объяснить механизмы памяти.

Первая строится на основе сохранения всей информации о предмете в рабочей памяти человека. Вторая базируется на запоминании выборочных характеристик предмета.

В качестве иллюстрации можно привести пример с игрой в баскетбол: когда человек следит за игрой в мяч, то, согласно первой теории, мозг запоминает мяч со всеми его характеристиками. А вот по второй теории, мозг зафиксирует сам образ мяча, но в памяти не отложится его форма, размер или цвет, если дополнительные детали не нужны для решения насущных проблем.

Психологи из Университета штата Пенсильвания предложили собственную, третью теорию формирования воспоминаний. Ученые связали ее с ожиданиями от получаемой информации пользы в будущем. Исследователи представили результаты работы в последнем номере журнала Cognition, а кратко о них сообщается на сайте университета.

Читать полностью: Газета.Ру