Скоро ли автомобили смогут ездить сами?

Несколько компаний, причем не только автомобильных, в последние годы представили миру беспилотные автомобили. Среди таких беспилотников был замечен и российский КАМАЗ. Однако не все так просто: пока далеко не все «самостоятельные» машины умеют ездить по любым дорогам, в любых условиях.

Они либо передвигаются по ограниченному району, либо требуют определенных дорожных условий с хорошо видимыми разметкой, знаками и отсутствием неожиданностей, которых полно на наших дорогах.


Первый российский беспилотный автомобиль, построенный на базе армейского полноприводного КАМАЗ-5350 © КАМАЗ

Зачем это нужно?

Во-первых, должно значительно снизиться количество аварий, ведь на сегодняшний день человеческий фактор называется причиной ДТП в подавляющем большинстве случаев. Человек — самая ненадежная часть автомобиля: даже хороший водитель не может всегда быть предельно внимательным. Он устает, у него тоже может быть плохое настроение, и он, как и любой человек, не всегда может адекватно оценивать обстановку. Робот же не утомляется, и у него не бывает плохого настроения, впрочем как и хорошего, — он просто работает. Кроме того, предполагается, что роботы смогут активно обмениваться информацией о дорожной обстановке и возникших трудностях и, будучи предупрежденными, смогут избежать неприятностей, заранее выбрав правильную тактику поведения на конкретном участке дороги.

Роботы неплохо научились ездить по хорошим дорогам с отличной разметкой, но как они поведут себя на дорогах России?

Во-вторых, отказ от услуг водителя сулит немалую экономическую выгоду. Роботы могут вести машину круглосуточно, им не требуется время на сон и отдых, и потому за сутки они могут проезжать втрое больше человека. Роботам не нужно платить зарплату, а это до трети всех затрат на перевозки. Наконец, грузовикам-роботам не нужна кабина, которая весит под две тонны (можно на ее место положить груз) и стоит около 30% стоимости грузовика. По уверениям специалистов КАМАЗа, оборудование для «автопилота» обходится дешевле кабины, то есть автономный грузовик будет иметь более высокую грузоподъемность и меньшую стоимость. А еще удастся сэкономить на дорожной полиции: предполагается, что роботы не будут нарушать правила, поскольку просто не будут обучены это делать.

В-третьих, увеличится пропускная способность дорог. Не только потому, что станет гораздо меньше аварий, но и потому, что роботы смогут ездить иначе. Если наладить обмен информацией между участниками движения, то им совершенно необязательно держать большую дистанцию — они запросто могут собираться в «поезда», следуя за головной машиной по ее сигналам. Роботы гораздо быстрее «договорятся» на перекрестках и в «бутылочных горлышках», ведь правила поведения в них зашиты одинаковые и все они будут прекрасно понимать, что делать им, и что в этом случае будут делать другие. Заторы будут рассасываться аккуратно и эффективно, без нервов, грубости и попыток пролезть без очереди.

Что этому мешает?

Пока распространению автомобилей-роботов мешают трудности как технические, так и организационные. На сегодня нет уверенности, что роботы справятся с любой дорожной обстановкой. Сложности могут возникнуть совершенно неожиданные. Например, на первых соревнованиях машин-роботов, которые проводились агентством передовых оборонных разработок Пентагона DARPA, могучие внедорожники пугались собственной тени, принимая ее за большую яму, замирали перед безобидным кустиком, считая его непреодолимым препятствием, и, наоборот, смело штурмовали валуны и огромные дюны, где и застревали. При езде по обычным дорогам выяснилось, что роботы, например, не видят разницы между знаком ограничения скорости, установленным по всем правилам на обочине, и таким же, только нарисованным на заднем борту грузовика. Они неплохо научились ездить по хорошим дорогам с отличной разметкой, но как они поведут себя на дорогах России, где полно ям и зачастую совсем нет разметки, а знаки нередко противоречат друг другу? Получается, что мало создать автомобили-роботы, нужно еще привести в порядок всю инфраструктуру.

И вот здесь возникает организационно-правовой аспект. Начать хотя бы с того, что на сегодняшний день согласно Венской конвенции о дорожном движении «каждое транспортное средство или состав транспортных средств, которые находятся в движении, должны иметь водителя», то есть беспилотникам на обычные дороги путь пока заказан. Конечно, это правило, принятое почти полвека назад, в 1968 году, можно и отменить. Но тогда возникает множество вопросов. Например, если все же произойдет ДТП, кого считать виновным? Владельцев машин? Производителей? Ведь водителей-то нет. В конвенции требуется как минимум новая глава, а консенсус в таких делах достигается небыстро. Кроме того, нужно договориться об общих стандартах на новые знаки, разметку, обустройство дорог и инфраструктуры. Нужно прописать единые алгоритмы взаимодействия машин разных производителей, способы обмена данными между всеми участниками движения и так далее. Этим пока еще даже не начинали заниматься. И тем не менее беспилотных машин появляется все больше.

Читать полностью: VTBRussia.RU